Филимонова Елена Викторовна, педагог дошкольного образования

Картотека дидактических игр по ФЭМП для детей 5-6 лет

20 марта — 20 мая

1 РАЗДЕЛ «Количество и счет»

1.Дидактическая игра «Покажи столько же»

Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кругами.

Материал: цифры, карточки с разным количеством предметов.

Ход игры: Ведущий показывает детям карточки с цифрами, а дети находят у себя карточки с таким же количеством предметов, затем объясняют свой выбор.

2.Дидактическая игра «Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Средство реализации: набор игрушек.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно, ли выполнено задание.

3.Дидактическая игра «Назови и сосчитай»

Цель: учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Средство реализации: набор игрушек, музыкальный молоточек.

Ход игры. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

4.Дидактическая игра «Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.          

Средство реализации:3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.                                                                      

Ход игры: Воспитатель обращается к детям: «Сегодня в гостях у нас Незнайка.

Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку.

Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

2 РАЗДЕЛ «Величина»

1.Дидактическая игра «Сломанная лестница»

Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания

величин, развивать глазомер.

Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15.

Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Ход игры: на фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

2.Дидактическая игра «Сестрички идут по грибы»

Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать

соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда.

Средство реалицации фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см.),

корзиночки (высотой от 2см до 5 см.). Раздаточный: тот же, только меньшего

размера.

Ход игры: Сегодня мы будем играть как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог. Вызывает второго

ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их

разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку.

Воспитатель даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место.

3.Дидактическая игра «Исправь ошибку» (длиннее, короче)

Цель: Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке.

Средство реализации: Магнитная доска, 10 карандашей разного цвета из картона и разных по длине.

Ход игры: На магнитной доске в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши. Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?» Затем предлагает расположить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким. Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.

4.Дидактическая игра «Посадим ели»

Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.

Средство реализации: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.

Ход игры: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора. Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно измерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?» Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка). Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным палочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.) Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели». Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой. Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.

3 РАЗДЕЛ «Форма»

1.Дидактическая игра «Сложи фигуру»

Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.

Средство реализации: набор геометрических фигур, фланелеграф.

Ход игры. Воспитатель помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.

2.Дидактическая игра «Путешествие по комнате»

Цель: учить находить предметы разной формы.

Ход игры. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. Воспитатель начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

3.Дидактическая игра «Сломанная машина»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Средство реализации: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры: На магнитной доске строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.  

4 РАЗДЕЛ «Ориентировка в пространстве»

1.Дидактическая игра «Вверху – внизу. Кто выше?»

Цель: закреплять понятия вверху – внизу, выше – ниже; учить соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться; развивать наблюдательностьвнимания, воображения.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река. В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Ход игры: Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит«Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

2. Дидактическая игра «Котята разбежались»

Цель. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Средство реализации: Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

3. Дидактическая игра «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Средство реализации: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры: Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек. 

 4.Дидактическая игра «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Средство реализации: листы бумаги с изображением плана территории

Ход игры: у детей листы бумаги с изображением плана территории д/с (здание и участок д/с). Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

- придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

- положите треугольник посередине листа

- проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

- положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

- уточните дальнейшее направление движения до участка

- проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от д/с до участка, используя пространственные понятия.

5 РАЗДЕЛ «Ориентировка во времени»

1.Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных

понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Срдство реализации: домики нарисованные на ватмане

Ход игры: По углам игровой комнаты мелом три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается

2.Дидактическая игра «День и ночь»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Посередине площадки чертят две параллельные линии на

расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них — линии домов. Играющих делят на

две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а Воспитатель подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним

разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий — один из детей. Он подбрасывает картонный круг,

одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая — в белый. И, в

зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!»,

«Ночь!»

3.Дидактическая игра «Времена года»

Цель: закреплять представления о временах года и месяцах.

Средство реализации: модель времени года.

Ход игры: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат,

разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый. Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.) Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.